Авиация в помощь автомобилю

Многое, что есть в автомобиле, пришло из авиации, батарейное зажигание, гидравлические и пневматические тормоза, амортизаторы… Оттуда и тахометр, измеряющий число оборотов коленчатого вала двигателя. Он понадобился автомобилю к середине шестидесятых годов.

А самолетам — уже с двадцатых. Но тогдашние авиационные тахометры были связаны с коленчатым валом механически, и от сильных вибраций двигателя то и дело разрушались.

Чтобы повысить их надежность, студенты Киевского авиационного института, предложили в 1937 году отказаться от механической связи и использовать имеющуюся на всех двигателях систему электрического зажигания. В этой системе секундное число импульсов переменного тока в первичной и вторичной цепи строго пропорционально числу оборотов коленчатого вала.

29 февраля 1040 года И. М. Конгеену выдали авторское свидетельство на способ измерения числа оборотов коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания. Примерно к тому же времени удалось создать и прибор для показания числа оборотов вала.

По современным представлениям прибор был громоздок — с небольшой чемоданчик. Но работал хорошо: импульсы тока первичной цепи зажигания двигателя преобразовывал в переменный ток, сила которого была пропорциональна числу оборотов двигателя. Показания снимались с магнитоэлектрического миллиамперметра с увеличенным углом поворота стрелки и оттарированным на об мин.

Авиация в помощь автомобилю

К маю 1941 года прибор был испытан на самолете и рекомендован промышленности.

Война прервала эти работы. А в послевоенные годы авиация перешла на турбинные двигатели без непрерывно работающего электрического зажигания и естественно, утратила интерес к нашему изобретению. Но это не значит, что оно не могло пригодиться для автомобилей, тракторов…

И вот двадцать восемь лет спустя итальянское акционерное общество «Фрателли-Бар-летти» в Милане (поставщик концерна «Фиат») получило патент № 773416 на счетчик числа оборотов с электронным управлением для автомобильных двигателей. Принцип его работы — преобразование импульсов первичной цепи системы зажигания. Ссылок на советское изобретение нет. Не исключено, впрочем, что итальянцы о нем и не знали.

Итальянский счетчик запатентован во многих странах, по нему проданы лицензии, в том числе и для ВАЗа. Разумеется, внешний вид прибора за эти годы изменился: он теперь изящный, с электронным блоком на полупроводниках. Тем не менее, его принцип — известный, защищенный советским авторским еще в довоенные годы. Бог с ними, с итальянцами! Но ведь тот, кому положено, должен был внимательно просмотреть отечественные патентные фонды. Может, тогда и лицензию покупать не пришлось бы.

Самый огромный транспортник в мире 

Подпишитесь на обновления сайта! По вечерам мы будем присылать вам одно письмо со всеми опубликованными за день материалами. Нет материалов - нет писем, просто и удобно. И никакой рекламы!

Обсуждение: 1 комментарий
  1. Сергей:

    Радует то, что именно Киевские студенты были первые в этой теме. Наши и здесь первые!

Поделитесь своим мнением

Партены
В двух словах
Я создал этот сайт, чтобы рассказать о личном опыте ремонта и эксплуатации авто и давать полезные советы. Позже стал публиковать здесь новости и небольшие обзоры автомобилей. Приятного просмотра сайта! С уважением, Бронислав Исаев.
© 2013-2017 content-bis
Копирование материалов без ссылки на наш сайт плохо влияет на карму.
© 2017 Советы автолюбителю · обзоры автомобилей, полезные советы водителям, ремонт автомобиля.
Яндекс.Метрика